Двигаться легко и свободно можно всегда, если двигаться правильно.  Зита ван Веес, ученица основателя йоги критического выравнивания Герта ван Льюэна, в этом убедилась на собственном опыте. О том, как йога критического выравнивания помогает в жизни и спорте, она рассказала нам в личной беседе.

— Вот уже не один год вы преподаете йогу критического выравнивания для спортсменов. Почему именно такая специализация?

— Думаю, лучшим ответом на ваш вопрос будет моя история.  Вся моя жизнь, практически с рождения, так или иначе, связана со спортом. С одной стороны — с шести лет я занималась танцами, в частности балетом. У меня были очень интенсивные тренировки. Я поступила даже в Танцевальную Академию в Голландии.  С другой стороны,   мои родители всю жизнь серьезно увлекались бегом.  И это было не просто увлечение, это был образ жизни, философия, если хотите. Например, если у меня болела голова, мама мне говорила: «Давай немного побегаем». И я обходилась без аспирина.
Поступив в Академию, я начала уже сама тренировать других девочек, также я продолжала бегать, наращивая темп тренировок, и вот в тот момент у меня появились  первые проблемы со спиной – боли, дискомфорт в пояснице – это типичные проблемы для танцоров. Я обращалась к разным врачам, ходила на всевозможные занятия йогой, но все это было безрезультатно, боль только усугублялась.
Потом друзья мне посоветовали сходить на занятие к Герту Ван Льюэну.  Отработав первое занятие, я осталась в недоумении, упражнения, которые он мне порекомендовал, показались  необычными и странными. Но результат не заставил себя ждать: с каждым занятием приходило чувство облегчения, дискомфорт в пояснице исчезал.  Поначалу для меня это было загадкой, ведь я всю жизнь занималась серьезными физическими нагрузками, была очень сильная, спортивная, гибкая, и при этом были боли, был дискомфорт в пояснице. А здесь – совершенно никаких привычных нагрузок, а результат был практически мгновенный.
Это первое мое знакомство с йогой критического выравнивания произошло восемь лет назад.

— И с тех пор вы решили стать преподавателем йоги?

— Это случилось несколько позже.  Однажды я поехала в отпуск на машине, дорога была крайне сложная, в ямах, сломались амортизаторы, и нас сильно трясло. После этого у меня начались серьезные проблемы со спиной. Вплоть до того, что врачи настрого запретили мне бегать.  Это было для меня сильным ударом: бег стал неотъемлемой частью моей жизни, я не представляла себя без этого.  И я снова обратилась к йоге критического выравнивания, и снова получила исцеление!
После этого случая и оформилось, наконец, мое стремление помогать спортсменам с помощью занятий йогой критического выравнивания.

— Расскажите, как работают принципы йоги в исцелении проблемных зон?

— Начав заниматься йогой критического выравнивания, я осознала, что очень многое оттуда может найти отражение и в спортивной жизни: нам необходимо освобождаться от того напряжения, которое тело несет в себе, а главное, нам нужно постараться  избегать травм.
Смотрите, что получается. В нашей повседневной жизни есть масса движений, поз, которые мы повторяем изо дня в день. В итоге, в определенных местах нашего организма, которые задействованы при этом, накапливается усталость. А если вы начинаете заниматься спортом, то эти позы, эти движения, — все это  вы переносите и в спорт.
А в спорте, согласитесь, нагрузки на организм в несколько порядков выше, чем в повседневной жизни. Спортсмены день за днем повторяют одни и те же упражнения, актуальные для конкретного вида спорта, таким образом, укрепляя и накачивая свои поверхностные двигательные мышцы.  В результате этих упражнений двигательные мышцы перекачиваются, в них возникает чрезмерное напряжение, внутренние постуральные же мышцы, при этом не задействованы, они  ослабляются.
Как результат —   происходит переиспользование одних частей тела и ослабление других.
А  метод йоги критического выравнивания как раз и состоит в том, что мы должны отпустить напряжение изо всех точек и выровнять тело. И когда вы расслабляете тело, убираете напряжение из проблемных зон, помещаете свой позвоночник именно так, как ему и предназначено природой, то вы уже можете двигаться свободно.
Именно этот принцип в йоге критического выравнивания позволяет нам достичь таких весомых результатов. И поскольку я сама много занималась бегом, я стала преподавать йогу  для людей, которые занимаются бегом профессионально.

— Ваш метод – это йога или  терапия?

— Я считаю, что йога критического выравнивания – это именно терапия для тела. У нас есть два вида занятий: первые — это открытые занятия йогой критического выравнивания позвоночника, и вторые – это закрытые  терапевтические занятия.
Терапевтические классы рассчитаны на людей, у которых уже есть какие-то травмы. Такие люди не могут двигаться в полную силу, выполнять все позы и положения, поэтому здесь необходимо заострить внимание  на проблеме, попытаться расслабить область поражения, отпустить напряжение оттуда, снять боль.
В то же время, обычные занятий йогой критического выравнивания также являются терапевтическими для тела, потому что, выполняя упражнение, мы всегда концентрируемся именно на тех точках, на тех местах, в которых есть боль.  Мы пытаемся снять эти болезненные состояния, убрать напряжение из таких точек.
Именно в этом отличие йоги критического выравнивания от прочих стилей – мы не избегаем проблемы, напротив, мы акцентируем внимание на проблеме  и решаем ее.

— Вернемся к спортсменам. Скажите, есть ли конкретные примеры улучшения результатов у спортсменов после занятий йогой критического выравнивания?

— Да, я убеждена, что это так.  Могу это подтвердить собственным опытом: после того, как я начала заниматься йогой критического выравнивания, бег стал более свободным в движении, я стала чувствовать себя гораздо лучше, движения во время бега стали легче, дыхание улучшилось, в итоге это добавило выносливости – я стала бегать дольше, при этом расходуя меньше сил.
На самом деле в этом нет никаких чудес, все очень закономерно: если наш скелет, наша костная структура выровнена должным образом, в работу включаются постуральные мышцы. А это как раз и необходимо для легкости движения, особенно спортсменам, чтобы избежать травм и достичь новых положительных результатов в спорте. Поверхностные мышцы забирают у нас энергию, постуральные же, напротив, вырабатывают,  и в результате правильного построения движения, у вас появляется новая, дополнительная сила, которая идет изнутри вашего тела.

Вот вам пример: у меня был курс занятий с профессиональными марафонцами, за плечами у которых было более 25 марафонов.  После занятий йогой критического выравнивания все они замечали, что им приходится прикладывать значительно меньше усилий для пробежек, чем раньше, пришла определенная легкость, кроме того, гораздо меньше стали беспокоить застарелые травмы.

А Герт ван Льюэн, в свою очередь,  уже два года занимается с голландской командой олимпийских чемпионов по академической гребле.   Спортсмены испытывали сильные боли в пояснице, и, не смотря на то, что физически это очень сильные люди, с развитой мускулатурой, возникали проблемы и с эффективностью занятий, и с болевыми ощущениями.
Герт ван Льюэн, начав работу с гребцами, в первую очередь попытался расслабить  их перекачанные двигательные мышцы, а затем акцентировался на том, чтобы активировать постуральные мышцы поясничного отдела. И когда это произошло, когда акцент с внешних мышц сместился на внутренние, спортсмены обнаружили невероятный  прилив энергии, которого  не было раньше при использовании только двигательных мышц.

— Вы упомянули, что также профессионально занимались балетом. Если спорт – это набор повторяющихся движений, то танец – это постоянно меняющиеся состояния и позиции. Насколько актуальна йога критического выравнивания для танцоров, например?

— Актуальна и необходима, это факт. Опять же, могу подтвердить собственным опытом.
В танце, как и в спорте,  есть некий набор элементов, которому необходимо следовать. Так, вы должны встать в позицию и копировать ее настолько хорошо, насколько можете, максимально. У вас в голове есть определенная картина действий, и вы ей следуете. Но при этом у вашего тела есть предел возможностей, есть  скопившееся напряжение в мышцах, есть болевые точки. В итоге получается как у спортсменов – происходит перенапряжение.  Вы не знаете, как справиться с этим напряжением, чтобы выполнить элемент верно и до конца.
В частности, так было со мной, я понимала, какое движение мне надо сделать,  и заставляла свое тело следовать этому. Но это все было на пределе. Сейчас я делаю это естественно, мне не нужно прикладывать массу усилий для того, чтобы выполнить очередное движение, потому что сила и энергия для выполнения идут изнутри, они основана на силе внутренних мышц и правильном положении моего тела.

— В таком случае школам Академического балета можно предложить метод критического выравнивания, как дополнение к обучению?

— Это было бы целесообразным. Я искренне жалею, что познакомилась с методом Герта ван Льюэна не в ранней юности. Тогда бы я смогла избежать многих проблем. Что касается  преподавания йоги для балерин, в этом есть свой резон, и, возможно, в будущем я этим также займусь.